Школьный буллинг
01.06.2021
Школьный буллинг
Над чем следует задуматься педагогу.
- "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств".
Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.
- "Любое противопос-тавление ребёнка коллективу губительно для его репутации."
Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Скажите спасибо Пете, из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п.
- «Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.»
Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.
Аутсайдер (жертва буллинга):
*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
*как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Агрессор (булли):
*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;
*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятель
*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
ности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости
Учитель в ситуации разбора конфликтной ситуации
— оставаться спокойным и руководить;
— воспринять случай или рассказ о нем серьезно;
— принять меры как можно скорее;
— подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или
глупым;
— предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку – сделать
так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
— постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы; — наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это
сделать;
— ясно объяснить наказание и почему оно назначается.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
- Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
- Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
- Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
- Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Памятка для учителей
Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура)
Сбор проводится по следующим направлениям:
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:
— реальность самого буллинга;
— условия осуществления (место, время);
— его длительность;
— основные проявления буллинга;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— интенсивность издевательств;
— их цель;
— число участников;
— их роли:
1. агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву
2. жертва – человек, который подвергается агрессии
3. защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии
4. сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им
5. наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем
— мотивацию каждого из них;
— при каких условиях издевательства не осуществляются;
— события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;
— концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;
— динамику всего происходящего.
Непосредственная работа с жертвами и преследователями
1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;
2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них
письменное изложение инцидента;
3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
4) собрать всю группу и предложить каждому еѐ члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;
5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;
7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;
11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто
ещѐ из детей принимал участие в такой «игре».